Возвращение моды в стиле «Матрицы» не так уж и случайно

Почему же Нео, Тринити и Морфеус становятся самыми большими иконами стиля в 2018 году?

Посмотрите на все недавние образы с подиума и с улиц, и вам, скорее всего, вспомнятся культовые персонажи из 90-х: Шер Хоровитц из «Бестолковых», Кэрри Брэдшоу из “Секса в большом городе» … и Нео, Тринити и Морфеус из «Матрицы». И нет, глаза вас не обманывают: фантастический боевик 1999 года – в 2018 году превращается в фильм ещё и о моде.

Со временем эти фильмы стали воплощать дух времени поздних 90-х – не только из-за культовых актёров и моментов, уже ставших мемами, но и из-за их сильного визуального языка. При первом упоминании о «Матрице» мы видим Киану Ривза, Кэрри-Энн Мосс и Лоуренса Фишборна (которые сыграли вышеупомянутое трио) в тренчах до пола, лакированной коже, армейских ботинках и маленьких солнцезащитных очках.

Эта одежда стала для трилогии тем, чем был костюм с мини-юбкой в клеточку для Шер Хоровитц из «Бестолковых». И, хотя у обоих фильмов была отличительная (хотя и значительно отличающаяся) роль в определении моды 90-х годов, «Матрица» никогда не достигала той же притягательности для широкой публики или влияния на моду, как «Бестолковые» … но – это до недавнего времени.

Будто бы из ни откуда все самые популярные, обласканные папарацци звезды –Кендалл Дженнер, Белла и Джиджи Хадид, Ким Кардашьян и другие, за которыми последовали толпы звезд уличного стиля, начали одеваться так, как будто они на съёмках «Матрица перезагрузка». Конечно, мы знали, что созданные Вачовски миры (виртуальная реальность против пост-апокалиптического мира из 2199 года) имеют довольно много поклонников, ведь фильм заработал 27 миллионов долларов на премьере, а в итоге собрал 463 млн. долларов по всему миру.

Белла Хадид в кожаных брюках, топ и кожаная куртка
На фото: Белла Хадид
Джиджи Хадид в черном лакированом плаще
На фото: Джиджи Хадид
Lupita Nyong'o в сером длинном пальто
На фото: Люпита Нионго

Но вот то, что это может вернуться спустя 20 лет, нет

Возрождение эстетики «Матрицы» можно проследить до осенних показов 2017 года, когда Демна Гвасалия выпустил объемные тренчи вместе с узкими солнечными очками для Balenciaga и кожаные пальто до пола для Vetements. В том же сезоне на подиуме у Balmain и Alexander McQueen были замечены полностью кожаные луки. Вернёмся в 2018 год, где в Нью-Йорке Александр Ван представил свое собственное видение в коллекции Working Girl meets The Matrix, со строгими костюмами футуристических оттенков; а тем временем в Париже Virgil Abloh выпустил платья из двух видов кожи, в комплекте с (как вы уже догадались), узкими геометрическими очками для Off-White.

Ким Барретт, дизайнер костюмов, создавшая фирменный гардероб «Матрицы», говорит, что она понятия не имела, что ее творения будут иметь такое огромное влияние, не говоря уже о том, что они вернулись в общественное сознание почти два десятилетия спустя.

Модель в кожаном ассиметричном платье до пола от Balmain
Модель с показа Balmain
Модель в черном лакированном плаще, показ Alexander Wang осень 2018
Модель с показа Alexander Wang осень 2018

«Я пыталась рассказать историю о том, как это жить в этом мире, – рассказывает она. – У меня никогда не было точного числа, когда именно в будущем это происходит, но я хотела, чтобы чувствовалось, что это мир с большими возможностями, и теперь мы живём в таком мире».

Модель в черных брюках и темном бомбере от Vetements
Модель с показа Vetements

Фильм был снят в Австралии, которую Барретт описывает как «наш маленький пузырь, в котором мы пытались создать мир, далекий мир, который в то время не был связан с модой». Тем не менее, «климат» эпохи неизбежно коснулся и гардероба. «Это были 90-е годы, и все было мрачно и монохроматично, поэтому я думаю, что даже без целенаправленного использования моды я все еще была подсознательно связана с ними».

Баррет вспоминает об этом периоде, как «довольно подавляющем, тёмном и немного мрачном» – США имели дело с последствиями скандала Клинтона-Левински; мы приближались к новому тысячелетию, а вместе с ним и целому ряду сценариев конца света, включая страх от наступления 2000 года и того, что скоро наступит конец всему.

Для Барретт было крайне важно, чтобы в «Матрице» были костюмы, отражающие двойственность пост-апокалиптического и компьютерного миров. Одежда реального мира должна была казаться органичной (для этого мамы и бабушки команды образовали кружок вязания, чтобы создавать все свитера вручную), в то время как Матрица должна была чувствоваться немного более стерильной.

«Когда Нео говорит, что ему нужны пистолеты, внезапно на нём оказывается наряд, в котором можно разместить больше пистолетов [в Матрице] – этот образ не был создан кем-то, это конструкция, – объясняет она. – В первый раз, когда я прочитала сценарий, мне показалось, что Матрица была теневым миром, и люди исчезали и снова появлялись, поэтому им нужно было иметь гладкий, высококонтрастный, отражающий вид, как будто вас обманывают: Она там? Разве она не там?». (Это объясняет, почему, например, Тринити в экшен-сценах была в высоколакированной коже).

Так как бюджет был небольшим, Баррет говорит, что не могла позволить себе одеть Мосс в настоящую кожу; в большей части фильма актриса была в стрейчевом ПВХ, что в итоге больше подходило для трюков. Подбор тканей был довольно креативным по всем направлениям: Барретт охотилась за остатками рулонов дизайнерских тканей, собирая их вместе так, чтобы это работало. (Тренч Нео на самом деле из дешевой синтетической ткани с принтом, напоминающим шерсть, но текучая природа ткани придавала его сценам с драками «клубящийся» эффект).

Нео, Морфеус и Тринити из Матрицы
Морфеус, Нео и Тринити

Никакой разговор о моде «Матрицы» в 2018 году не был бы полным без упоминания о солнцезащитных очках – небольших, теперь печально известных аксессуарах, которые, по-видимому, любит Канье Уэст. Барретт говорит, что она действительно не может сказать, вызвал ли фильм тренд на узкие очки в 90-е годы, но они сыграли важную роль во вселенной фильма. «Персонажи проснулись в Матрице – они единственные, кто знает правду, поэтому очки были способом спрятать их глаза, чтобы скрыть ото всех остальных, кто они на самом деле».

На самом деле отношения«Матрицы» с индустрией моды восходят ко времени премьеры. Фильм имел непосредственное, заметное влияние как на красную дорожку (наиболее известный случай – Джанет Джексон на Кинонаградах MTV 2000 года), так и на подиум. Джон Гальяно был первым дизайнером, который заявил, что его коллекции, в частности, осенняя от кутюр 1999 года, которую он создал для Dior, – были глубоко вдохновлены«Матрицей». Следующей стала Вера Вонг, с её преимущественно чёрной осенней коллекцией прет-а-порте 2000 года со множеством вещей, напоминающих наряд Морфеуса. По словам экспертов того времени, «Матрица» способствовала возвращению тренча в моду: «Чистые, прямые линии костюмов, очень лаконичные, с новым интересом к минимализму», – Эд Берстелл, генеральный менеджер Henri Bendel, рассказывал The New York Times в 2003 году.

Вернёмся в 2018 год, где Барретт размышляет о существовании более глубоких подтекстов в возрождении фильма в этом конкретном пространстве. «Я действительно думаю, что «Матрица» вернулась в моду, потому что у нас революция, – говорит она. – Самыми сильными персонажами в «Матрице» являются женщины –им нужно было работать, иметь одежду, в которой они могли бы работать и хорошо выглядеть, и мы начинаем видеть этот утилитаризм в моде».

Девушка в черном лакированом плаще и берете, уличный стиль
Фото: Getty Images
Девушки в модных темных плащах, уличный стиль
Фото: Getty Images
Девушка в лосинах, черная куртка оверсайз, ботинки с острым носом и солнцезащитные очки, уличный стиль
Фото: Getty Images

«Я думаю, что Тринити больше всего резонирует, потому что она такая, каким бы мы хотели видеть феминизм–она революционерка, она не отказывается от своих убеждений, она выступает против условностей и против тех, кто пытается отнять человечность, – продолжает Барретт. – И она также одевается суперженственно. Я думаю, что сила женщин в «Матрице» показывается так же, как сейчас освещаются женщины в обществе».

Когда Нео, Тринити и Морфеус сражаются с агентами в Матрице, их костюмы служат в некотором смысле доспехами. Учитывая нынешнее положение дел –в нашем обществе, в стране и за рубежом – возможно, это все, чего мы хотим: чувствовать себя защищёнными и в безопасности. «Я считаю, что одним из самых главных свойств моды является то, что она может замечать и прогнозировать предстоящую революцию, – говорит Барретт. – Я вижу отголоски сегодняшнего дня в «Матрице», и считаю, что это прекрасно. Действительно здорово, когда люди видят, как я видела мир, и я рада, что этот фильм выдерживает испытание временем – я действительно горжусь тем, что была частью его».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь